Борьба с коррупцией

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН.
В этот день государства – члены ООН информируют общественность о национальных мерах по противодействию коррупции. Проблема ограничения масштабов коррупции в настоящее время является, пожалуй, самой актуальной. Мировой опыт противодействия коррупции свидетельствует о наличии в руках государства и общественности действенных рычагов по ограничению коррупционного поведения, грамотное и полноценное использование которых дает вполне приемлемые результаты в данной области.
Речь идет в первую очередь об установлении механизма контроля доходов и расходов чиновников всех уровней власти и членов их семей, а также широкой системы информирования общественности через средства массовой информации, а через них и правоохранительных и контролирующих органов о фактах явного несоответствия «статей» доходов и расходов «домашних бюджетов» должностных лиц.
Так, ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» установлена обязанность граждан, претендующих на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также служащих, замещающих должности государственной или муниципальной службы, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указанный Закон предписывает органам местного самоуправления принять соответствующий пакет нормативных правовых актов.
Прокурорские поверки показали, что на уровне органов местного самоуправления района разработаны и приняты нормативные правовые акты, определяющие порядок представления указанных сведений, а также контроля доходов лиц, замещающих муниципальные должности.
Проверкой установлены отдельные несоответствия положений данных нормативных правовых актов требованиям действующего законодательства в Бжедуховском и других сельских поселениях, которые приведены в соответствие с законодательством по представлениям прокурора.
Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления установлены требования о проведении органами местного самоуправления проверок сведений о доходах, представляемых лишь муниципальными служащими. Однако, проведенный анализ показал, что органами местного самоуправления в 2010 -2011 годах проверки в рассматриваемой сфере не проводились, хотя основания для этого имелись.
Проведенной Белореченской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения муниципальными служащими, осуществляющими трудовую деятельность на территории района, обязанности представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей установлен ряд нарушений.
Перед началом проверки от регистрирующих органов и ГИБДД ОВД Белореченского района были получены данные о принадлежности муниципальным служащим недвижимого имущества и автомобилей. В ходе проверки проведено сравнение полученных данных с данными, фактически представленными муниципальными служащими в кадровые службы местных администраций.
Обязанность муниципального служащего представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей установлена ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст. 12, ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Однако материалы проверки свидетельствуют о не выполнении данных обязанностей отдельными муниципальными служащими. Также установлены многочисленные факты представления муниципальными служащими недостоверных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Так, почти всеми муниципальными служащими района в справках о доходах и обязательствах имущественного характера в отношении себя не указывались данные о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях, в том числе данные о платежных карточках по заработной плате.
В справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не указывались сведения о фактическом проживании и пользовании недвижимым имуществом.
Изучение документов показало, что по данным паспорта муниципальный служащий значится зарегистрированным по конкретному адресу, но в представленной справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера им не указывалась информация о его праве на указанный жилой дом либо квартиру.
В справках многих муниципальных служащих отсутствуют данные о земельных долях из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся у них на праве собственности и зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По материалам данной проверки направлены представления всем главам сельских поселений района и главе МО Белореченский район.
Другим направлением по предупреждению коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, их проектов и иных документов.
В пределах предоставленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прав прокурор в ходе осуществления своих полномочий проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также их проектов.
В текущем году в Белореченскую межрайонную прокуратуру из Советов и администраций поселений и муниципального образования Белореченский район поступило более 400 проектов нормативных правовых актов, по которым составлено 412 заключений. Подготовлено 26 отрицательных заключений, в том числе в 19 указано на нарушение федерального законодательства, в 7 сделаны замечания по юридико-техническому оформлению проектов нормативных правовых актов. Как правило, все замечания прокурора органами местного самоуправления учитывались при принятии правовых актов.
По проектам нормативных правовых актов давалась не только правовая, но и коррупционная оценка. В 11 проектах нормативных правовых актов исполнительных и представительных органов власти помимо нарушений федерального законодательства были установлены коррупциогенные факторы.
Так, в ходе надзорной деятельности межрайонной прокуратурой изучен правовой акт – Положение о техническом совете (межведомственной комиссии) по размещению производительных сил, выбору и обследованию земельных участков на территории Белореченского района, утвержденное постановлением главы МО Белореченский район от 30.12.2008 №2775, нормы которого противоречили действующему законодательству и содержали коррупциогенный фактор. Положение предусматривало передачу органом местного самоуправления части своих полномочий техническому совету, то есть органу, осуществляющему свою деятельность на общественных началах.
В соответствии с установленным порядком участие в выборе земельных участков для всех видов строительства на основе утвержденной проектно-планировочной документации и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности относится к компетенции управления архитектуры и градостроительства администрации МО Белореченский район.
Вместе с тем фактически предоставленные техническому совету полномочия оказались шире, чем полномочия управления архитектуры и градостроительства. Данному органу предоставлено право самому выбирать и обследовать земельные участки, предполагаемые для предоставления юридическим и физическим лицам, без учета проектно-планировочной документации и информационных систем обеспечения градостроительной деятельности. Техническому совету предоставлено право на принятие решения по резервированию земельных участков для муниципальных нужд и о размещении инвестиционных проектов и площадок на территории Белореченского района, хотя согласно Земельного кодекса РФ данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления.
Также является неправомерным возложение обязанности рассмотрения жалоб, заявлений и обращений граждан и юридических лиц по вопросам градостроительной деятельности, управления земельными ресурсами на территории муниципального образования на технический совет, поскольку полномочия в рассматриваемой сфере осуществляют управления архитектуры и градостроительства и имущественных отношений администрации МО Белореченский район.
Более того, установлены факты отказа гражданам в выкупе земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, основанные на решениях технического совета. Нормы данного правого акта создавали искусственные барьеры, способствующие возникновению коррупционных проявлений.
Приведенные факты явились основанием для принесения протеста на данный правовой акт администрации МО Белореченский район. В соответствии с внесенным протестом прокурора противоречащее действующему законодательству Положение о техническом совете отменено.
Соблюдение законодательства о противодействии коррупции находится в Белореченской межрайонной прокуратуре на постоянном контроле.
Старший помощник Белореченского межрайонного прокурора младший советник юстиции Р.Дмитриева.

 
По теме
Оглашен приговор пластическому хирургу, изуродовавшему красавицу из Сочи - LiveKuban.Ru У нее не закрываются теперь глаза, а он фактически избежал наказания Фото: открытый источник Ленинский районный суд Краснодара огласил приговор в отношении Андрея Комарова – пластического хирурга клиники «МедИст».
LiveKuban.Ru
Следственным отделом ОМВД России по Курганинскому району завершено расследование уголовного дела в отношении 37-летнего местного жителя по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 228 УК РФ.
Отдел МВД России по Курганинскому району
«Без нас скучала бы планета!» - Газета Свет маяков Александр Владимирович Гомодин и Евгений Николаевич Шутов вручили заслуженные награды работникам культуры нашего района (фото автора).
Газета Свет маяков